Краткий обзор: торговая недвижимость
Главные тренды сегмента за последние 9 месяцев.
Актуальные стратегии развития, уровень вакансии и прогнозы на будущее – как московский сегмент торговой недвижимости выживал в эпоху пандемии в 2021 году и какие тренды будут определять его развитие в ближайшем будущем:
Ввод новых площадей и вакансия
За период с января по октябрь 2021 на рынок было введено более 65 тыс. кв. м. качественных торговых площадей. Как отмечают аналитики, есть вероятность, что этот год войдет в топ по показателю самых низких значений ввода новых объектов недвижимости в сегменте за последние 6 лет. Это одна из причин актуальной на данный момент тенденции к снижению общего уровня вакансии (в III кв. – до 9,1%).
Однако количество свободных площадей на рынке торговой недвижимости может снова увеличиться в ближайшее время – на IV квартал 2021 запланирован выход следующих крупных проектов:
- ТРЦ «Павелецкая плаза», Mall Management Group.
- ТРЦ «ГОРОД Косино», ГК «ТЭН».
- ТРЦ «София», ADG group.
Актуальные стратегии развития
Наиболее приоритетная стратегия развития в существующих условиях – формирование пула уникальных или удачно подобранных под целевую аудиторию арендаторов. Акцент на развлекательной составляющей также имеет высокий потенциал, но в более длительной перспективе – как считают эксперты, он позволит выжить формату классического ТЦ в эпоху e-commerce.
Среди ожидаемых трендов сегмента в начале 2022 года:
- Повсеместное восстановление трафика в крупных торговых центрах.
- Выход на рынок масштабных проектов, ввод которых был запланирован на 2021 год.
- Устойчивость перед угрозой новых карантинных ограничений – у тех игроков рынка, кто использует активные стратегии взаимодействия с потребителем.
- Стремление собственников к креативному переосмыслению пространств торговых залов и акцент на развитие entertainment-площадок.