13,3% - уровень вакансии в торговых центрах Москвы
Положение торговых центров на рынке коммерческой недвижимости сейчас одно из самых уязвимых.
Доля вакансии растет, новые бренды на рынок не заходят, в то время как около 160 ретейл-компаний (включая онлайн-магазины), заявили о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. Станет ли таких компаний больше или наоборот бренды вернутся к привычному функционированию – можно только гадать, планирование сейчас дело неблагодарное.
Безусловно, доля окончательно ушедших с рынка компаний мала, большинство приостановили деятельность, но договор аренды не расторгали. Данный фактор позволяет сдерживать рост вакансии. Как долго себе смогут позволить бренды такую роскошь? Увидим.
Что касается выхода на рынок новых объектов торговой недвижимости, то наблюдается тенденция переноса сроков открытия ТЦ, даже при наличии разрешения на ввод на руках. По данным Khight frank, за I квартал 2022 года в Москве открылся всего 1 торговый центр – Discovery (GLA 17,5 тыс. кв. м).
«Среди всей коммерческой недвижимости, торговля сейчас в самом тяжелом положении. Бренды уходят, а их замещение не произойдет быстро. Потребуется время на наращивание производства, поиск новых логистических цепочек, поиск новых брендов. На все это потребуется время, причем не год и, скорее всего, не два. Поэтому государству нужно подумать о мерах поддержке торговой недвижимости, так как она в ней очень нуждается», – прокомментировал Александр Сурменев, директор по девелопменту MR Group, на конференции РБК «Рынок недвижимости 2022: экономика, меры поддержки, новые возможности».