Торговая недвижимость: как обстоят дела сегодня?
Торговые центры остаются одним из самых пострадавших сегментом коммерческой недвижимости в сложившейся экономической ситуации.
Закрытие магазинов иностранных брендов привело к спаду трафика в торговых центрах. В апреле текущего года показатели розничного товарооборота в России упали на 11,3%, в сравнении с мартом 2022. Минэкономразвития ожидает снижение оборота розничной торговли в России в текущем году на 8,7%.
К осени ожидается более глубокая просадка, так как часть международных ритейлеров взяли паузу до конца лета. Руководитель управления развитием проектов департамента недвижимости Crocus Group Алексей Черкашин, назвал отсутствие баланса в подходах сторон – главной проблемой взаимодействия крупных девелоперов и российских дизайнерских марок: «В России более 600 брендовых производителей в fashion-сегменте со своей лояльной аудиторией. Они сложны во взаимодействии, но могут быть успешны. При работе с такими арендаторами нужна кардинальная смена подхода операционной команды девелопера на всех этапах». Что касается прихода новых арендаторов, то турецкие бренды одежды намерены открыть в Москве свои первые магазины, при том, что некоторые уже выходили на российский рынок ранее, однако остается открытым вопросов сроков.
В мае 2022 года в регионах России не был введен в эксплуатацию не один ТЦ. По прогнозам Nikoliers, по итогам года, ожидается один из минимальных за всю историю становления ритейл рынка, объемов ввода торговых площадей не только в Москве, но и в России в целом (менее 0,5 млн кв. м).
Несмотря на это, согласно данным консалтинговой компании Knight Frank Russia, торговая недвижимость оказалась на втором месте в структуре инвестирования в коммерческую недвижимость с долей в 15%.