15,7% равен уровень вакансии в сегменте стрит-ритейла Москвы по итогам 1 полугодия 2022 года
С начала года показатель увеличился на 0,7 п. п., но в сравнении с итогами 1 полугодия 2021 года – снизился на 1 п. п.
По данным Knight Frank, по итогам первого полугодия 2022 года суммарный объем площадей формата street retail составил 791,9 тыс. м2 , средний размер помещений – 166,4 м2 .
Стоит отметить, что уход с рынка торговли международных брендов особо не повлиял на вакансии, как этого ожидали специалисты. Исключением стала только улица Кузнецкий Мост, где иностранные ритейлеры открывали свои магазины. Наибольшая доля временно закрытых ретейлеров приходится на пешеходные улицы, где сконцентрировано большое количество люксовых бутиков иностранных брендов. На транспортно-пешеходных улицах доля составляет всего 1,3%, меньше всего арендуют на крупных магистралях – менее 1%.
«Традиционно рынок street retail наименее зависим от внешнеполитических событий. Однако по итогам 1 полугодия мы наблюдаем колоссальную вакансию на Кузнецком мосту, связанную с закрытием магазинов, в т. ч. двух флагманов международных брендов. Однако при этом мы видим перспективу для новых локальных брендов и компаний из стран партнеров как возможность заявить о себе на центральных улицах столицы. Также стоить отметить активный спрос от предприятий общепита различных форматов, который позволяет нам прогнозировать дальнейшую положительную динамику на рынке стрит ритейла», – комментируем Ирина Козина, руководитель отдела торговых помещений Knight Frank.
Что касается Санкт-Петербурга, согласно отчету Nikoliers, доля свободных помещений на ключевых торговых коридорах в первом полугодии составила 9,4%, что является минимальным значением с начала пандемии COVID-19. В Петербурге за шесть месяцев 2022 года открылось более 70 точек стрит-ритейла, а освободилось 59. В сравнении с тем же периодом предыдущего года число закрытий оказалось на сопоставимом уровне, а темпы открытий замедлились на 26%.
Аналитики считают, что дальнейшая судьба стрит-ритейла будет зависеть от следующих факторов:
- Изменение поведения потребителей.
- Снижение иностранного туристического потока по сравнению с докризисными годами.
- Изменение уровня вакантности в связи с возможным уходом международных брендов.
- Сокращение средней площади помещений.
- Появление новых брендов на рынке: локальные марки и иностранные бренды, включая перепродажу бизнеса игроков, заявивших об уходе.
- Легализация параллельного импорта.
- Возросшие затраты в отделку помещений.